График работы:
Понедельник: Старшая и подготовительная группа (дети инвалиды, дети участников СВО)
с 15:00 - 17:00
Вторник: Младшая и средняя группа (дети инвалиды, дети участников СВО)
с 15:00 - 17:00
Среда: Старшая и подготовительная группа (дети инвалиды, дети участников СВО)
с 15:00 - 17:00
Четверг: Младшая и средняя группа (дети инвалиды, дети участников СВО)
с 15:00 - 17:00
Пятница: дети - выпускники, дети по заявлению родителей
с 15:00 - 17:00
Консультации педагогов и родителей с 08:00 - 17:00
Релакс в комнате психологической разгрузки

Песочная терапия

Цветовая терапия в комнате психологической разгрузки

Проект "Жили-были, поживали..." Педагог-психолог Дмитрюк О.А.

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное состояние других людей. Учить находить решения по нормализации проблемных эмоциональных ситуаций. развиватб эмоциональное воображение и эмоциональное воображение и эмоциональное предвосхищение. обогащать "язык" эмоций. Развивать социальные эмоции, эмпатию.
Занятие №1
Тема: «Дружба – дороже богатства».

Цель: познакомить детей с эмоциональными переживаниями «обида», «вина», «жадность», «грусть», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.
Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали.. Изба» «Жили-были поживали.. Семья»
Ситуация: В избе – Ванечка, Маша и дед. Ваня закрывает собой лошадку, а Маша смотрит на него и держит ручки у глаз (плачет). Дед стоит возле внуков.
Ход занятия:
1.Внешний анализ ситуации. Заглянем в избу. По моему, в ней что-то происходит. Кого вы видите в избе? Дедушку и его внуков: Машеньку и Ванечку. Как вы думаете, что происходит в избе сейчас?
Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Ванечка с Машей ссорятся из-за лошадки-качалки, которую батюшка привёз с ярмарки. Дедушка старается примирить внуков между собой.
2.Анализ эмоционального состояния героев ситуации. Обсуждаем эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Какое настроение сейчас у Маши? Что она чувствует? Почему? Что говорит Маша брату? Какое настроение сейчас у Вани? Что чувствует он в данный момент? Почему? Что говорит Ваня сестре? Какое настроение сейчас у деда? Почему он огорчён? Что говорит он внукам? Кто не прав в этой ситуации? Почему?
3. Проигрывание ситуации, её нормализация. Поможем деду померить внуков? Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ваней, кто-то Машей, кто-то дедом. Ситуацию проигрываем несколько раз, с той целью , чтобы каждый ребёнок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать её, проговорить, предложить свой вариант для её нормализации.
4.Повторный анализ эмоционального состояния героев. После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Что они чувствуют теперь, после примирения?
5. «Дружба – дороже богатства!» (в качестве вывода) Примирив Ванюшку с Машенькой, дед учит внуков: «Дружба – дороже богатства!» Что означает эта русская народная пословица?
Дети помирились. В этот момент батюшка принёс ещё одну игрушку, которую он купил на ярмарке своим детям. Что это? Мячик. Как теперь поступят дети? Какое настроение сейчас у детей? Что они чувствуют?
6. Заключение (преемственность с личным опытом). Чувствовали вы когда–нибудь обиду, как маша? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь вину за своё поведение, как Ваня? В какой ситуации?
Занятие №2
Тема: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «вина», «грусть», «Радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт. Воспитывать уважение к пожилым людям.
Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали.. Изба» «Жили-были поживали.. Семья»
Ситуация: В избе на печи сидит Маша, бабушка за столом раскатывает тесто скалкой, а мама смотрит снизу на Машу.
Ход занятия:
1.Внешний вид ситуации. Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит. Кого вы видите в избе? Бабушку, матушку и Машеньку. Чем заняты они? Что происходит сейчас в избе? Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Машенька ленится, сидя на печи, в то время как бабушка готовит тесто для пирогов, а матушка присматривает за малышом. Мать призывает дочь спуститься с печи и помочь бабушке.
2.Анализ эмоционального состояния героев ситуации. Обсуждаем эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Какое настроение сейчас у матушки? Что она чувствует? Почему? Что говорит она дочери? Какое настроение сейчас у бабушки? Что чувствует она в данный момент? Почему? Права ли Маша в данной ситуации? Что должна она чувствовать сейчас?
3.Проигрывание ситуации, её нормализация. Поможем Маше исправить свою вину перед родным пожилым человеком? Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Машей, кто-то матушкой, кто-то бабушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребёнок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать её, проговорить, предложить свой вариант для её нормализации.
4.Повторный анализ эмоционального состояния героев. После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Что чувствуют они после того. Как Маша извинилась и предложила свою помощь бабушке?
5.Вывод: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Что означает эта русская народная пословица?
6.Заключение (преемственность с личным опытом). Чувствовали вы когда-нибудь вину, как Маша? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же обиду, как бабушка? В какой ситуации?
Занятие №3
Тема: «Сделал дело – гуляй смело».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «вина», «грусть», «сердитость», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.
Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали.. Изба» «Жили-были поживали.. Семья»
Ситуация: В избе – беспорядок: колыбель не заправлена, постель с сундука не убрана, одежда разбросана. Ваня играет в мячик, а Маша качается на лошадке-качалке. На столе - крынка, чашки, горшок с ложками. Мама смотрит на детей, разводит руками.
Ход занятия:
1.Внешний анализ ситуации. Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит. Кого вы видите в избе? Матушку, Машеньку и Ванюшку. Что происходит сейчас в избе? Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Машенька с Ванечкой проснувшись рано утром сразу стали играть. Они не убрали за собой постель, не умылись, не оделись, не позавтракали. Мама призывает детей прежде сделать все дела, а уж потом взяться за игры.
2.Анализ эмоционального состояния героев ситуации. Обсудите эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Какое настроение сейчас у матушки? Что она чувствует? Почему? Что говорит она своим детям? Что сейчас должны чувствовать брат с сестрой?
3.Проигрывание ситуации, её нормализация. Поможем Маше с Ванечкой исправить свои ошибки? Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Машей, кто-то Ванечкой, а кто-то матушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребёнок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать её, проговорить, предложить свой вариант для её нормализации.
4.Повторный анализ эмоционального состояния героев. После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсудите то, как изменилось настроение героев. Что чувствует мама после того, как её дети извинились, навели порядок в избе, умылись, позавтракали и помогли маме помыть посуду? Что чувствуют дети после того, как они исправили своё поведение, и мама на них больше не сердится?
5. «Сделал дело – гуляй (играй) смело» Что означает эта русская народная пословица?
6.Заключение (преемственность с личным опытом). Чувствовали вы когда-нибудь вину, радость, как Маша и Ваня? В какой ситуации?
Занятие №4
Тема: «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь».
Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «вина», «стыд», «грусть», «обида», «сердитость», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.
Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали.. Изба» «Жили-были поживали.. Семья», кот
Ситуация: В избе на полу лужица молока (из белой бумаги), на столе – опрокинутая крынка. На лавке сидит кот, а Ваня показывает на него рукой. Мама смотрит на сына и разводит руками.
Ход занятия:
1.Внешний анализ ситуации. Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит. Кого вы видите в избе? Матушку, Ванюшку и кота. Как вы думаете, что происходит сейчас в избе? Позволить сделать вывод о том, что Ваня случайно пролили на пол молоко, и во всём обвинил кота. Мать разводит руками, она очень расстроена и сердится на сына. За что? Почему?
2.Анализ эмоционального состояния героев ситуации. Обсудить эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации: что чувствует в данный момент матушка? Почему? Что говорит она сыну? Что должен почувствовать Ванечка? Что он должен сказать маме? Чувствует ли кот что-нибудь в данной ситуации, как вы думаете?
3.Проигрывание ситуации, её нормализация. Поможем Ванечке исправить свою ошибку? Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ванечкой, а кто-то матушкой. Ситуацию проигрывают несколько раз с той целью, чтобы каждый ребёнок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать её, проговорить, предложить свой вариант для её нормализации.
4.Повторный анализ эмоционального состояния героев. После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсудите то, как изменилось настроение героев. Что чувствует мама после того, как её сын признался в своей вине и извинился перед ней и котом? Что чувствует теперь Ваня?
5. «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь» Что означает эта русская народная пословица?
6.Заключение (преемственность с личным опытом). Чувствовали вы когда-нибудь такую же вину, как Ваня? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же обиду, как кот? В какой ситуации?
Занятие №5
Тема: «За добрые дела всегда похвала»
Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «обида», «вина», «стыд», «грусть», «сердитость», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.
Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали.. Изба», «Жили-были поживали.. Семья», собака, щенок
Ситуация: Во дворе – Маша с большой корзиной в руках, Ваня бежит впереди неё, за Машей идут собака и щенок. Детей встречает у избы отец, он разводит руками.
Ход занятия:
1.Внешний анализ ситуации. Посмотрим во двор. По-моему, здесь что-то происходит. Кого вы видите во дворе? Батюшку, Машеньку, Ванюшку, собаку со щенком. Как вы думаете, что происходит сейчас во дворе? Позволить детям сделать вывод о том, что брат с сестрой и собаками возвращаются из леса с большой корзиной грибов, которую несёт Маша. Их встречает батюшка, который рассержен тем, что его сын не помогает своей сестре нести тяжёлую корзину.
2. Анализ эмоционального состояния героев ситуации. Обсудить эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации: что чувствует в данный момент Маша? Почему? Что чувствует батюшка? Почему? Что говорит он сыну? Что должен почувствовать Ванечка в этой ситуации? Почему? Что должен он сказать папе, сестре?
3.Проигрывание ситуации, её нормализация. Поможем Ванечке исправить свою ошибку? Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ванечкой, кто-то батюшкой, а кто-то Машенькой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребёнок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать её, проговорить, предложить свой вариант для её нормализации.
4.Повторный анализ эмоционального состояния героев. После того, как ситуация нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Что чувствует Маша после того, как брат извинился и помог ей донести до дома корзину? Что чувствует батюшка, глядя на то, что его сын исправил свою ошибку? Что говорит он сыну? Что чувствует теперь Ваня?
5. «За добрые дела всегда похвала» (в качестве вывода). Батюшка рад, что сын осознал и исправил свою ошибку, он говорил ему: «За добрые дела всегда похвала» Что означает эта русская народная пословица?
6. Заключение (преемственность с личным опытом). Чувствовали вы когда-нибудь такую же вину, как Ваня? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же радость, как Маша? В какой ситуации?
Занятие №6
Тема: «Любишь кататься – люби и саночки возить» или «Мал да удал»
Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «радость», «обида», «вина», «грусть». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.
Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали.. Изба», «Жили-были поживали.. Семья», санки, щенок
Ситуация: Во дворе – Маша с Ваней, они съезжают с горы на санях.
Ход занятия:
1.Внешний анализ ситуации, домысливание сюжета. Посмотрим во двор. По-моему, здесь что-то происходит. Кого вы видите во дворе? Машеньку с Ванюшкой и щенка. Как вы думаете, что происходит сейчас во дворе? Позволить сделать вывод о том, что во дворе «поселилась» радость: зима, хорошая погода, снежная горка. Дети рады, что могут вместе покататься на больших санках с горы, им очень весело.
Как вы думаете, что произойдёт дальше? Позволить сделать вывод о том, что Маше с Ванюшкой вновь захочется съехать с горы на санках. Но кто же потащит наверх, в гору большие, тяжёлые санки? Здесь возможны варианты: 1). Дети позовут на помощь кого – нибудь из взрослых. Но после рассмотрения того, что происходит в избе, станет ясно, что помочь им никто не может (папа отсутствует, мама занята с малышом, бабушка варит кашу, а дедушка приболел). 2). Маша повезёт санки в гору. Она старшая сестра, поэтому больше и сильнее Вани. 3). Дети вместе, дружно потащат санки в гору.
2. Анализ эмоционального состояния героев второго варианта ситуации. Обсуждаем эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Что чувствует в данный момент Маша? Почему? Что чувствует бабушка, глядя на внуков в окно? Почему? Что должен чувствовать Ванечка, видя, что его сестре тяжело и обидно одной тащить санки в гору? Как должен поступить младший брат?
3.Проигрывание ситуации, её нормализация. Поможем Ванечке исправить свою ошибку? Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то Машенькой, а кто-то бабушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз, добиваясь того, чтобы каждый ребёнок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации (исправления).
4.Повторный анализ эмоционального состояния героев второго варианта ситуации. После того, как ситуация нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Что чувствует Маша после того, как брат предложил ей свою помощь? Что чувствует Ванечка, помогая сестре? Вернулась ли радость во двор? Что чувствует бабушка, глядя в окно на внуков? Что говорит она домочадцам? Изменилось ли здоровье дедушки, после того как он узнал какие дружные у него внуки?
5.«Любишь кататься, люби и саночки возить» или «мал да удал». Маша поучает брата «любишь кататься, люби и саночки возить», а бабушка кричит Маше в окошко: «Братец-то твой «мал, да удал». Что означают эти русские народные пословицы?
6.Заключение (преемственность с личным опытом). Чувствовали вы когда-нибудь такую же обиду, как Маша? В какой ситуации? Часто ли вы помогаете своим родным, друзьям? Дарите ли радость близким людям?

Ведение документации в период адаптации в МДОУ – д/с №10 «Колокольчик»
Педагог-психолог – Брянцева Т.Е.
Воспитатели – Батенёва О.П., Лятавская О.В.
Во время периода адаптации ведется следующая документация. Условно ее можно разделить на три категории:
1. Документация, необходимая для отслеживания периода адаптации ребенка раннего дошкольного возраста Лист адаптации ребенка к условиям детского сада)
2. Документация по работе с родителями в период адаптации (журнал регистрации консультаций для родителей в период адаптации, анкетирование для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?», памятки для родителей по адаптации, папки-передвижки или наглядные консультации о периоде адаптации для родителей)
3. Документация по планированию работы с детьми в период адаптации (календарный план работы, перспективный план работы, картотеки игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации).
Рассмотрим основные документы конкретнее.
Перед тем, как дети начали посещать детский сад, в нашей группе проводилось родительское собрание, на котором родителям было предложено заполнить карту готовности ребенка к поступлению в детский сад. Мною были обработаны данные листы и сделан прогноз адаптации для каждого ребенка.
При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводилась беседа о том, какие результаты были получены в результате заполнения родителями карты, озвучен прогноз адаптации, даны рекомендации для родителей о том, развитию каких умений и навыков следует уделить особое внимание, чтобы малышу было проще проходить адаптацию к детскому саду.
Также родителям предлагается заполнить анкету «Давайте познакомимся.»
Данные документы необязательны, можно просто проводить беседы с родителями, но проводя такие формы работы, мы охватываем большее количество родителей, узнаем более подробную информацию, которая очень необходима нам в период адаптации ребенка к детскому саду.
Остановимся более подробно на заполнении листа адаптации.
С первого дня поступления ребенка в детский сад начинает заполняться лист адаптации ребенка к условиям детского сада. Как вы знаете, необходимо проставить баллы по критериям, представленным в листе адаптации: аппетит, сон, социальные контакты, эмоциональное состояние и т.д.
Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы можем проставить данные критерии исходя из беседы с родителями (мамой или папой). Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, что заполнение листа адаптации происходит только тогда, когда ребенок присутствует в детском саду, т.е. если ребенок болел или вынужден был уйти в отпуск, то заполнение листа, отсчет дней адаптации, продолжается с того момента, как он снова начал посещать детский сад. Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется.
По окончании адаптационного периода лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
В течение всего учебного года в группе раннего возраста ведется журнал регистрации консультаций с родителями (законными представителями) по вопросам адаптации. Вопросы и обращения родителей фиксируются, даются консультации по интересующим вопросам. Основные проблемы, которые беспокоят родителей – плачь ребенка во время расставания с родителями, воспитания самостоятельности у маленьких детей и т.д. Следует подчеркнуть, что журнал ведется в течение всего учебного года. Ведь возникают вопросы у родителей очень часто, которые касаются пребывания ребенка в детском саду. Например, ребенок начал плакать при расставании с мамой или папой, хотя адаптация уже закончилась и раньше ребенок не плакал. Что же делать?
Также на весь учебный год составлен перспективный план наглядной и раздаточной информации для родителей по вопросам адаптации. Ведь известно, что может случиться так, что после длительной болезни среди учебного года у ребенка может снова начаться привыкание к детскому саду, и тогда памятки и папки-передвижки для родителей снова станут очень актуальными.
Не стоит забывать, что в период адаптации в группе ведется рабочая документация по организации психолого-педагогической работы с учетом специфики адаптационного периода. Имеется перспективное тематическое планирование на период адаптации, в соответствии с ним заполняется ежедневный план психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста, с использованием разнообразных игровых приемом, направленных на облегчение периода адаптации (игры-забавы, игры с мыльными пузырями, игры с музыкальными инструментами, использование аудиозаписей с любимыми песнями и музыкальными произведениями и т.д.).
Таким образом, в своем выступлении я осветила все вопросы, касающиеся документации, необходимой во время адаптации в группах младшего дошкольного возраста. Надеюсь, они будут полезны Вам в работе!